Сегодня:


Рондо Балтика 2003.

6000 километров по дорогам обеих Европ и Балтии.


Дубна – Тверь – Ржев – Полоцк – Лаворишкес – Вильнюс – Каунас – Советск (Тильзит) – Калининград – Пионерский – Мамоново – Kosztryn – A2 – Hannover – Lemgo – Ahlen – Soltau (Heide Park) – Lemgo – A2 – Hannover – Hamburg – Flensburg – Odense – Kobenhaven – Stockholm – Viking Line (Amorella) - Turku (Abo) – Vaalimaa – Санкт-Петербург – Новгород – Тверь – Дубна

 25 июля - 17 августа 2003 года


авто - Ауди Аб Авант 95 г. в.,

Экипаж - 2 взрослых - автор и его лучшая половина (по совместительству штурман) и 2 детей соответственно 15 и 10 лет.
Цель поездки - семейный отдых, посетить друзей в Германии, по пути посетить родственников в Калининградской области.

Supercar


(Как заметит дотошный читатель, эта не моя машина, но очень похожа на мою, просто немного моложе, к тому же это есть в определенном смысле некий желаемый вариант)

С чего все началось.
На сей раз все началось еще год назад в момент перехода границы РФ-РП в Мамонове (это Калининградская область), тогда польские пограничники очень даже удивились, что еду я не в Германию, а в Краков, т.е. по их понятиям ехать следовало бы именно в Германию. Меня это несколько озадачило, но и заинтересовало одновременно. Появилось какое-то неосознанное пока желание попробовать в этом разобраться, что за страна такая Германия.


Позднее уже совершенно непрогнозируемо и по воле судьбы, иначе и не скажешь, я встретился с двумя своими однокласниками в Москве. При чем заканчивали мы свою школу - во-первых, более четверти века назад, во-вторых, все это происходило на территории теперь уже другого и суверенного государства Казахстан, в-третьих, постоянных контактов с моими друзьями у меня практически не было последние лет этак пятнадцать. А тут в течение недели выяснилось, что приезжает из Германии наш одноклассник и планируется (правильно) встреча с возлияниями и по поводу и конечно в Москве, где ж еще. Сами понимаете, что упустить такой случай не было никакой возможности. Встреча состоялась и была плодотворной и приятной. Побочным и не менее плодотворным результатом её стало категорическое приглашение посетить страну Германию. По ходу пьесы выяснилось, что рядом с Петей (это наш новый немец) примерно в 80 км проживает еще один мой товарищ по школьным временам - Витя, что оказалось также весьма приятным обстоятельством и только добавило аргументов в пользу мероприятия.
В процессе подготовки и продумывания всего путешествия выяснилось так же, что в соседнем от Пети городе должен быть еще один мой друг детства, с которым я не имею контакта более 25 лет. К сожалению, забегая вперед, скажу, что встретиться с ним (его также зовут Виктор) мне на этот раз не удалось, а жаль.
Итак, мы приняли решение посетить эту загадочную страну и посмотреть, как живут мои школьные друзья, заодно, поскольку по пути, было решено проведать наших родственников, коих целый куст в Калининграде, тем более, что принимают нас там всегда хорошо, да и чисто по маршруту – это очень удобная бухта для промежуточной стоянки. Опять же надо постепенно въезжать, а то может удар хватить J ...

Планирование маршрута, подготовка.

Технология планирования маршрута в принципе нам уже знакома. Очень хотелось, особенно женской части экипажа, посмотреть на Париж. Это ж рядом – аргументировали мои дамы, чего там ехать, всего то 700 км. Мне же казалось, что вообще-то многовато, как с точки зрения бюджета (он распухал просто как снежный ком с каждым днем), так и с точки зрения нашей выносливости и общих сроков путешествия. Мы не сторонники путешествий ради движения, быстро-быстро и ничего конкретно с очень поверхностным осмотром и невнятными впечатлениями – такое не совсем для нас. В итоге было спланировано, что из 3-х недель путешествия первая отводилась под Калининградскую область, 2-я неделя – германская, 3-я неделя предполагалась быть разбитой на 4 дня в Париже и 3 дня дороги домой. При чем Париж сразу был под большим вопросом по многим причинам.
Подготовка свелась к получению приглашения от Пети, предварительно я его обрадовал, что обычно путешествую вместе со всей семьей, похоже, этим его слегка напряг и удивил. Тем не менее, мой товарищ прислал приглашение, а с родственниками из Калининграда была проведена предварительная работа.
Отдельного упоминания достойна работа московского германского консульства. Все прошло четко и аккуратно, никаких случайностей или небрежности, максимально точно и оперативно. Не смотря на довольно большой поток посетителей и необходимость предварительной записи по платному телефону организация процесса была на высоте. Да, это немецкий порядок, для посетителя очень удобно и сразу заставляет уважать организаторов процесса. И это было только начало…
После полученных немецких шенгенских виз получить литовскую оказалось делом несложным, поскольку все документы были готовы. Тут сразу стало понятно, насколько четче работают немцы в сравнении с теми же литовцами. Не очень охотно, но транзитную однократную и всего за 10 евро нам все же выдали. Очень помогло приглашение от фирмы брата на празднование Дня города и с надеждой на расширение наших взаимополезных контактов… Липа конечно же полнейшая, но проходит, при чем без нее доказывать необходимость транзита милой литовской девушке, знакомой еще с прошлого года, пришлось бы руками и словами, чему она (впрочем все работники посольств, как и любые чиновники) конечно же не поверит. Причем понятно, никто не гарантирует, что у нее конкретно сегодня и сейчас хорошее настроение и тебя не выставят за дверь, кстати, ведь могут даже еще и не впустить при отсутствии приглашения. Так что советую для транзита иметь такую вот бумажку. Брат потом долго удивлялся такому повороту со своим письмом. Для справки, если Вы захотите получить визу в Литву через турфирму, например через Балтурас, это может потянуть примерно на 75-110 евро с каждого паспорта, а то и поболее, как повезет J.
Поскольку расстояния все же немаленькие, а Литва при всем при том, страна весьма приятная, мы решили сделать ночевку в Вильнюсе, через Интернет был забронирован номер в отеле Экотель в Вильнюсе. Все прошло гладко, сомнений не вызвало.
Кроме того, были просмотрены сайты возможных мест остановки на обратном пути, также забронирован паром Seawind, как наиболее бюджетный для нашего случая. Впрочем, как можно видеть из маршрута, плавание на нем не состоялось. Между прочим, даже посмотрел гостиницы Новгорода, т.е. предполагал, что они нам понадобятся, что и подтвердилось впоследствии.

                Итак, за неделю до старта все документы были на руках, деньги были на карте, бюджет, соответственно, сверстан и утвержден. Осталось смотреть ТС (т.е. автомобиль). Особых проблем не было, но все же кое-что по мелочи пришлось сделать. Наверное, поэтому никаких (именно так) проблем у меня с автомобилем не было. Владельцы и эксплуататоры авто марки Ауди могут меня понять. Впрочем, к понимающим отношу также и других счастливых обладателей настоящих автомобилей.


Старт. Дубна – Вильнюс – Каунас – Советск.

Все как в прошлый раз, такую фразу мы повторили несколько раз перед выездом. И правда, маршрут предполагался до Вильнюса практически таким же как и в прошлом году, так что причин для волнения вроде бы не было. Не тут то было, дорога не прощает расслабухи и невнимательности, в который раз убедились мы. Мы бездарно совместно со штурманом прозевали поворот на Ржев с тверской объездной. В качестве оправдания можно только сказать, что указатель (шильда, как говорят русские немцы) был снят, по крайней мере, мы его не видели. Так что проехали несколько лишних километров в сторону Питера. Неплохое начало.

Далее до поворота на Полоцк ничего примечательного не было, если не считать того факта, что мы немного заблудились при выезде на рижскую трассу. Вообще в этом году мы блуждали там, где в прошлом году прошли без проблем и сразу. Интересная закономерность. Да, за один раз все ошибки не соберешь… После поворота на Полоцк все та же платная дорога, но теперь ее ремонтировали, причем капитально, т.е. на самом деле ездить по ней нельзя было. Естественно, о такой мелочи как капитальной ремонт трассы никто и нигде не оповестил. С большим трудом мы преодолели участок дороги с неуплотненным гравием, потеряв при этом часть молдинга. Машина выручила, не знаю, как бы я на другой смог бы там выбраться. А еще говорили, что не джип…
Граница с Белоруссией была пройдена быстро и с уплатой только сбора за транзит, кстати, с недавнего времени в Белоруссии действует Грин карт, хоть в этом есть какой-то плюсик.

Столь же на удивление быстро была пройдена граница в Белоруссия - Литва. Даже как-то не поверилось. Правда, была пара памятных ньюансов.

Ньюанс №1. Мы по собственной наивности и глупости сообщили таможеннице, что у нас есть целых 2 литра крепких спиртных напитков. Что тут началось, говорят, нет нельзя, вы подрываете экономику Литвы, можно только 1 литр, на что мой штурман спросил: Что ж теперь всё так и выпить тут на месте? Старший по караулу (это уже был представитель мужского населения принимающей страны) грозно что-то начал говорить про некий протокол, я ответил, что никакой протокол мне не нужен, а экономику суверенной Литвы подрывать тоже не собираюсь. В итоге помогли ребята из Питера, которые выручили нас с коньяком и провезли его. Большое им за это спасибо, не дали сгинуть зазря нашему расейскому (армянскому) коньяку в ихних литовских желудках.

Ньюанс №2. Ненавязчиво так литовский пограничник забыл поставить свою толкушку в одном из паспортов, предварительно он что-то подозрительно долго все смотрел и чего-то там все перекладывал с места на место. Хорошо, что я вовремя вспомнил вывеску в германском консульстве с предложением «проверять сдачу не отходя от кассы». Он, разумеется, потом извинился за собственную ошибку, но не поверил я в искренность его, сфальшивил парень, киксанул. По-видимому, есть такой способ насолить клиенту не совсем тебе желательному. «Совок» во всей красе. Ей-богу, не вру. Кстати, очень даже может быть – сказали мне потом Калининграде, представляешь какие проблемы у тебя были бы потом при выезде? А потом при получении очередной визы? А? Ведь будешь уже в базе данных как скандалист и нарушитель. Мораль – доверяй, но проверяй, особенно своих бывших соседей по коммуналке. Грустновато, но факт.

цветок
Не поздно еще вечером мы были в Вильнюсе и без проблем разместились в отеле. После того как привели себя в порядок, мы решили пешком прогуляться по Вильнюсу и посетить знакомый еще с прошлого года ресторанчик. Все оправдалось, ресторанчик исправно работал, пища и пиво были отменными… Приятно, что где-то хорошее остается в состоянии неизменном и не имеет тенденции к ухудшению. В литовской валюте цены остались такими же, правда, обменный курс к американской валюте изменился в пользу местной валюты. Это, наверное, единственное, что можно отнести к отрицательному, что мы встретили в Литве на этот раз. Наутро решено было проехать через Каунас, поскольку хотелось его посмотреть, кроме того было желание проехаться по местным дорогам, не по автобану Вильнюс – Клайпеда.
соборКаунас

Дорога оказалась вполне приличная, мы увидели не парадную Литву. Нам она понравилась, не смотря на то, что времени было немного. Каунас оставил двойственное впечатление, насколько это можно было понять за 2-3 часа посещения его. Старый город, определенно есть перспективы по туризму, но пока маловато средств вкладывается в восстановление его, по-видимому, не подошла пока очередь.

 

Дорога к переходу Советск (Тильзит) была немного осложнена довольно сильной грозой, но в целом все прошло хорошо и мы подъехали к границе к расчетному времени. На границе с нашей стороны мы были вторыми (!). Через 10 минут бравый русский солдатик принимал нас в свои руки. Опять все быстро и без проблем. Складывалось впечатление, что в этом году все границы кто-то взял да и открыл и, причем, специально для нас J.

Советск оставил впечатление города, в котором время остановилось примерно лет так пятьдесят тому назад. Булыжная мостовая, сработанная когда-то немцами, находится в первозданном состоянии и не поддерживается никак, т.е. живет сама по себе. Заложенное при строительстве качество дает о себе знать, дороги яростно сопротивляются воздействию времени, к тому же дороги активно эксплуатируются, но состояние их неминуемо ухудшается, а ремонтировать наши не хотят, или не могут. Примерно также выглядят и здания, и все, что окружало нас. Пейзаж весьма мрачноватый, осталось впечатление заброшенного маленького городка в стороне от большой дороги.

Не веря своей очередной удаче (крепка закалка нашего человека, ищущего подвох в любом случае проявления благосклонности судьбы) мы двинулись в сторону Калининграда навстречу родственникам.



Калининград - 2003



Очень неплохой автобан привел нас к въезду в город. Грамотная развязка, хорошая разметка, неплохое в целом качество дорожного полотна. Правда, пока не везде в области так хорошо с дорогами. По знакомым тропинкам добрались мы до своей базы.

В этом году нас определили на жительство у моего брата – врача. 2-хэтажный коттедж, в котором семья моего брата занимает половину, был построен не так давно и, хотя не является образцом новомодного строительства, тем не менее, жилье очень достойное, хотя бы своими размерами и тем, что оно на земле.

Есть небольшой участок земли, на котором растут всяческие растения, декоративные и съедобные, причем ассортимент их весьма впечатляет. Особенность местного климата определена близостью теплых морских течений, соответственно очень мягкими зимами. По сему вы сможете здесь встретить виды растений место коим вообще-то гораздо на более южных широтах.

flowers
Такие цветочки украшают жилище моего брата.


arbuz
Сей арбузище не местный, но испанский и очень вкусный....



Также в дикой природе живут лебеди, это что-то почти из сказки. Правда, в отличие от своих сородичей-иностранцев, наши птицы более агрессивные и наглые, ну и соответственно менее ухоженные и чистые. Неужели животные повторяют свойства человека, живущего рядом? Есть предмет для размышлений…





пес
Сей местный житель имеет весьма милую мордашку, но только потому, что сейчас он, во-первых, позирует, во-вторых, рядом нет его приятеля, такого же маленького песика, имеющего ну очень вздорный характер с криминальными наклонностями. Осторожнее в Пионерске при езде на авто, под колеса, бывает, бросаются два наглых пса, представленный на этом фото и его не менее криминальный приятель, при чем настолько яростно и агрессивно, что редкая машина не останавливается из боязни задавить собачку, и вот тогда, Вы бы видели победный марш этих двух козликов, иначе и не скажешь, размеренным шагом и, крутя своими маленькими огрызками хвостов, медленно шествуют они мимо посрамленного хомо автомобилюса – врага всех диких кошек и собак.

скальп
Это не скальп прусского аборигена позеленевший от времени, как можно было бы подумать, это всего лишь водоросли обильно разросшиеся в это теплое лето на камнях Балтики.
море
А море Балтийское в этом году нам показалось особенно приветливым. Температура воды в море была во все время пребывания больше 20 градусов, а пару дней море прогревалось почти до 23 –24 градусов.  Ветра практически нет, солнце, теплое море. Поистине райское место. Народу очень мало, при этом нет навязчивого пляжного сервиса, который так достает своей нагловатостью и шумностью на южных морях нашего Отечества.



костер
В последний день перед отъездом к брату были приглашены друзья по случаю успешного поступления старшей дочери в местный университет. Пришли несколько семей, в основном медики-коллеги, просто друзья по совместным походам в горы (брат долгое время увлекается альпинизмом), родственники. Был костер, пели старые песни под гитару, немного совсем выпивали, жарили колбаски на углях, в общем, культурно общались. Представьте отдельно стоящий коттедж, в 5 минутах Балтийское море, теплый вечер, песни под гитару и треск костра, приятный разговор… Картинка из области нереального в повседневной жизни. Очень нечасто так случается посидеть и в таком замечательном коллективе. Тем временем в том самом коттедже наши детки (а их набралось что-то около десяти особей обоего пола) спорили между собой относительно того, какая песня сейчас будет исполнена, т.к. по их наблюдениям репертуар сильно зависит от объема выпитого горячительного. Таким образом, несколько неожиданно мы все (взрослые имеются ввиду) стали объектом чуть ли не пари со стороны своих же детей. Однако, это что-то новенькое и детки наши, правильно, выросли, подумалось нам

Что изменилось здесь в бывшей Восточной Пруссии? В лучшую сторону – налицо оживление деловой активности населения, строительный бум виден отчетливо. Деньги в экономике области есть и, похоже, они работают. В худшую сторону – цены на недвижимость. Ощущается явно рука Москвы с толстым кошелькоми соответствующими манерами. По всей видимости, сильные мира сего оценили весьма положительно перспективы области и деньги в край вкладываются довольно активно. Все бы ничего, но уж больно резво пошли вверх цены на строительство и жилье.

Чего следует ждать? По-моему скромному мнению, область развивается несколько автономно и быстрее остальной большой России, к тому же сценарий развития несколько отличается от материка я бы сказал в сторону большей логичности. Достаточно явно чувствуется присутствие старшего брата – Германии, практически во всем так или иначе ощущается дыхание могущественного и богатого соседа. Правда, все очень политкорректно и аккуратно. Жители области в большинстве своем, кстати, относятся к этому факту весьма положительно. Калининградская область станет частью Германии? Не думаю, что так кардинально и скоро. Скорее всего, произойдет мягкое и постепенное всасывание и растворение области в шенгенских задворках Польши и Литвы. Не сразу, со временем, но неумолимо. Кстати, примерно также думают и в Германии.





Калининград – Kosztryn – А11 - A2 - Hannover - Lemgo.



Подошло время, и мы отчаливаем в сторону Германии, понятное дело через Польшу через пограничный переход Мамоново. И снова нам везет с границами, не останавливаясь (!) мы проезжаем мимо ГИБДД, на 7 секунд останавливаемся у первого пограничника, и вот мы уже стоим третьими у таможенного поста, чудеса, да и только. Польша знакома, идем по старой бетонной «берлинке», ее строили еще при Гитлере, до сих пор качество дороги очень хорошее, только местами ее несколько подремонтировали поляки, а в целом она в первозданном виде и в очень неплохом состоянии. Эта дорога и привела нас прямиком к переходу Kosztryn и далее на берлинскую объездную А11.

И как же тут организован переход границы для автомобилистов? Очень просто и эффективно. В 2 ручья текут авто в сторону пограничного перехода, скорость обслуживания 1 машины (граждан РП и BRD, т.е. бундес републик дойчланд) – примерно одинаковая и составляет примерно 6-10 секунд, обслуживают по 1 человеку с польской и немецкой сторон границы на каждый ручей, т.е. всего 4 человека «в поле». Виз – нет, просто смотрятся паспорта и на этом все. С нами было сложнее, те, кто стоял позади нас, наверное, были недовольны, т.к. нас остановил поляк, проверил паспорта, носил их для этого в свою будку, затем попросил открыть багажник, явно просто для соблюдения формальностей и для того, чтобы видела немецкая коллега, после этого немецкая уже пограничница вежливо попросила нас отъехать в сторону и подождать пока нам проштампуют наши паспорта. На все про все ушло примерно 5-7 минут. Бьюсь об заклад, у меня это абсолютный рекорд скорости прохождения границы. Двойственное чувство посетило меня в тот момент. С одной стороны, конечно здорово, что так быстро обслуживают, с другой стороны, ну почему только россиян проверяют так особо и тщательно? Наверное, заслужили…

Далее потихоньку двигаемся в сторону окружной берлинской дороги А11. Пока непривычна только жара, что-то около +36 градусов. Мы потихоньку закипаем. Не ждали такого «теплого» приема. Выезжаем потихоньку на А11, и тут началось…



Я не лихач по натуре, но иногда люблю притопить педальку газа в пол, правда, все в меру и под контролем. Выбираюсь в крайний правый, разгоняюсь примерно до 90-100, можно бы и переходить во 2-й ряд, с трудом, но перешел, разогнал машину примерно до 140, примерно такова обычная максимальная скорость, которую и пользую в России, явственно ощущаю, что торможу поток, как-то выбиваюсь из струи. Чё они тут делают ваще, а? Слева мимо проносятся некие аппараты, которые с трудом и не сразу опознаю, скорости весьма немаленькие и звуки при движении они издают очень даже вызывающие и волнующие кровь… Заводят, короче. Устоял. Дальше 180 не пошел. Когда при этой скорости слева нечто плоское, серебристое и весьма аппетитных форм пролетело со скоростью, боюсь показаться фантазером, что-то около 250-260 я просто рассмеялся и мне стало хорошо. Классная дорога, прекрасно читаемая разметка, толковая  организация движения, понятные съезды, заезды, разгонные и тормозные полосы, ровная как стол дорога, машина просто прилипает к дорожному полотну, народ - весьма квалифицированные драйверы, при этом очень внимательные и тактичные. Ребята, приезжайте на А2 в выходные дни когда нет фур, вот где драйв и адреналин, при чем совершенно безопасно. Снимаю шляпу, оттопыриваю уши  и склоняю голову, меня купили. Это был немецкий АВТОБАН.





суперкар

Такие вот аппараты бывают попадаются…



Несмотря на высокое качество дороги и высокую скорость движения в целом по автобану приходилось останавливаться на отдых в специально отведенных для этой цели местах. Здесь также все очень хорошо организовано и содержится в чистоте. Бесплатные и чистые туалеты, все в них работает так, как и должно работать, народ чистоплотен и аккуратен. Чистые и аккуратные скамейки, столы, все в прекрасном состоянии, ничего не сломано, правда, надписи известного содержания и, естественно, на родном языке мы все-таки увидели. (Как в известной песне В. С. Высоцкого, помните?) Добрались наши и сюда, а может остались еще с 1945 года?

Без особых приключений доехали до своего выхода с автобана, в Германии он называется аусфарт,  правда, несколько поплутали по небольшим немецким дорожкам, но с помощью мобайла и Пети мы успешно встретились на условленном месте и благополучно прибыли на место. Мы победили дорогу и прибыли туда, куда хотели и в плановый срок, хотя устали немного, не забывайте, что на борту были все-таки 2 детей и моя нежная и нежная драгоценная половина.







Лемго и окрестности.

Мы в Лемго. Небольшой такой городок в земле Северный Рейн и Вестфалия, округ Липпе. Для нас, впервые  посещающих Германию, важен был сам факт посещения и то, что принимают нас друзья, что также важно, т.к. угол зрения несколько иной, чем если бы мы жили в отеле или кемпинге.

Встретили нас очень хорошо, поистине наше гостеприимство, теплые слова, хороший стол, вечером за рюмкой приятно пообщались с принимающей стороной. Почти все, как дома, это потому, что принимают нас друзья. Правда есть акценты, все чище и как-то упорядоченно, особенно, если выглянуть в окно. Застройка довольно плотная, мне так показалось, что воздуха свободного маловато будет, но это их стиль. В Германии, как выяснилось, свободной земли практически нет, если только в восточных землях, посему очень плотная застройка, но места хватает для всего, все рационально распланировано и толково используется.

После ужина было решено на вечернюю прогулку не идти за отсутствием сил и желания, посиделки были продолжены. (Ночью, когда уже все спали, пришлось добывать очередную бутылку с фонариком в серванте в комнате, где спали дети, маленький такой детектив, лучше бы мы пошли погулять…). Мой друг, хозяин принимающего дома, врач по образованию, полученному еще в СССР, здесь также трудится по своей специальности, что, как выяснилось впоследствии, для врачей-переселенцев достаточно характерно. Его дражайшая и молодая половина так же врач. По меркам германским двое работающих в семье - это очень хорошо. Наши же мерки там лучше не примерять, сравнение с условиями жизни наших врачей будет почти плачевным. Живут они по-другому, в 2-х словах не описать, но будем пытаться.



Лемговид Прогулка обзорная по городку все же состоялась, на следующий день. Чистенькие аккуратные домики, такие же дорожки, тропинки, дороги, подъезды и все вокруг. Все размечено, пространство четко разделено на зоны, здесь пешеходы, а тут только велосипедисты, здесь строго – автомобили, а здесь строго общественный транспорт. Немного душновато в таком рационально спланированном и разрисованном мире, особенно это стало заметно по детям, им ведь нужно порезвиться и хотя немного покуролесить, как же без этого нашим детям? Как выяснилось, для этого (т.е. свободного выхода накопившейся энергии различного свойства) существуют спортивные площадки, парки, залы, бассейны и т.д.  На улицах все ведут себя очень аккуратно, тихо и социально безопасно.

                Людей в принципе совсем немного, детей же совсем мало, Германия летом отдыхает, соответственно многие выезжают из страны (освобождая место для таких, как мы, путешественников J). Тем не менее, все-таки есть ощущение, что народу маловато.

                Лемго – маленький городок. Когда-то он входил в семейство ганзейских городов, соответственно имеет богатую историю. Бережно сохраняются здания старой постройки, реставрируются там, где это нужно. Также хорошо сохраняются мостовые и т.д. Не смотря на то, что явное большинство старинных домов находится в частных руках и казалось бы, что никто не может заставить домохозяина делать что-то помимо собственной воли, тем не менее, власти как-то находят общий язык с населением, да и сами бюргеры демонстрируют самое похвальное отношение к прошлому своей страны. Результат такой постановки дела – просто класс. Средневековый с виду домик напичкан внутри самой ультрасовременной техникой и сервисом и очень удобен для проживания или работы. И находится он, заметьте, в исторической части городка и является украшением его.





К вопросу о разнице.

Что непривычно для нас кроме чистоты и порядка, так это зарегулированность даже в самых мелких вопросах быта и человеческих взаимоотношений. Правда, тут спорно, хорошо это или нет. (Воистину, что немцу хорошо – русскому человеку – смерти подобно, не претендую на точность, но смысл был, по-моему, такой в одной из поговорок). Поскольку так у них поставлено дело, стало быть, так оно им и нужно.

Ну, например, Вы, как добропорядочный отец семейства должны содержать своих чад и домочадцев в меру своих возможностей, в том числе и давать деньги своим отпрыскам в качестве карманных, т.е. на мелкие расходы, вещь в принципе нам понятная и обычная. Но, вот в Германии, если вдруг какой-то не очень сознательный папаша решит вдруг на этой статье немного сэкономить, например, на покупку нового автомобиля J, то отпрыск имеет право (я так понимаю, бывает, отпрыски этим правом и пользуются) «настучать» в соответствующий орган, назовем его для простоты «домом пионеров», на своего не очень сознательного предка. Последствия такого действа отнюдь небезобидные, в принудительном порядке с папашиного счета будут списывать определенный процент с его доходов на счет сообразительного отпрыска, вот так! Как Вам такой поворот? Дальше – больше, с 15, кажется лет, подрастающая поросль может вообще заявить в соответствующий «дом пионеров», что, дескать, достало мене жить вместе с родителем, желаю жить отдельно и самостоятельно, такой вот внутрисемейный развод. Ну и что? У нас такое также бывает, сплошь и рядом, между прочим. Такое, да не совсем. У нас после такого заявления дело дальше хлопания дверьми и временным  (обычно) уходом, как правило, не двигается, и никакому государственному органу дела до этого, как правило, нет. У них же конкретнее, тут же поселят ненаглядного чадушку в специально созданный «пионерлагерь» со всеми делами, а с папаши, кстати, как и с мамаши тож,  (правильно догадываетесь, уже привыкаете) будут снимать баблы на содержание любимого сыночка или дочурки.

Так вот. Хорошо ли, плохо ли, это как обычно, каждому свое. Но, есть факты (а они – вещь упрямая), что детей немцы заводят неохотно, детей вообще встречается крайне мало, по другим данным немцы вообще вырождаются, собственно это и стало, по-видимому, одной из причин соответствующей политики государства в привлечении свежей крови в виде поздних переселенцев из России. И понаехало тут нашего брата я скажу вам не то, чтобы очень много, но столько, что за день просто гуляя можно было услышать русскую речь не один раз, а ведь не все говорят там по-русски из тех, кто сказал первое слово на этом языке, многие забыли или стесняются, такое тоже есть. И это не в каком-то «русском» районе, но в самом обычном немецком.

Как говорит мой друг, у немца слабая мотивация к жизни, нет естественной борьбы за существование, нет ежедневной битвы за кусок хлеба и место под солнцем. Ну что может тут в Германии случиться? – такой вопрос мы слышали не один раз. Сразу и не ответишь, тут надо подумать. Наверное, есть смысл пересмотреть содержимое кувшина, под названием «жизнь» и попытаться после ревизии наполнить его несколько другим содержанием, может тогда вопросов по мотивации убавится? Хотя мне вопросы задавать и советы давать с этого берега, конечно же, и проще и безответственнее. (Мы-то посоветуем и назад к своим гусям, а им расхлебывать всю эту ну очень проблемную жистьJ…)




Проблемы в быту.

В нашем понимании у них там этого, в смысле бытовых проблем, не существует. Все решено и, причем, для всех. Это без преувеличения. Мы были в гостях у людей, пока не имеющих постоянного источника дохода, т.е. получающих социальное пособие. (Часто и почти все из начинающих новую жизнь, особенно на начальном этапе, бывают в таком положении, ничего унизительного или постыдного тут нет.) Как говорили в нашей когда-то Одессе, чтоб я так жил. Есть все для нормальной жизни, т.е. 2 автомобиля на семью, 3-хкомнатная квартира с полным и, поверьте, очень качественным оснащением, пара компьютеров, телек, ну такой примерно 90 см по диагонали, марки SONY, да на подставке с акустикой, которая одна тянет примерно на 350-400, да-да, долларов, не рублей, и прочая, прочая и прочая... Несколько курьезный, с моей точки зрения факт, свидетельствующий, однако, о совершенно разной ситуации, эта семья, очень милая и хорошо всех нас принимавшая, как вы уже понимаете, пока находится в начальной стадии ассимиляции, задумывается о …постройке собственного дома, вот так, не меньше. И я думаю, они его построят, будьте уверены. Такие вот понимаешь у них у немцев проблемы.

По дороге из китайского ресторанчика (мы его посещали по случаю моего дня рождения) я вдруг заметил человека немного выделяющегося на основном фоне, он как-то немного диссонировал со средой, держал на руках крысу, правда, крыска была вполне чистенькая такая и ручная, ну есть любители животных, что тут такого. Но взгляд у него был до боли знакомый. Еще не осознавая и не совсем понимая, я спросил у друга, что бомж, что ли? Тут мой друг оживился, оказывается, я оказался прав, мы проходили мимо дома, где муниципалитет выделил площади и организовал жилье для бомжей, приставил специального санитара, чтоб следил за здоровьем таких вот пациентов и заботился об их бренных телах. Надо ли говорить о том, что все жилье у них также упаковано и изначально было в очень неплохом состоянии? Думается, излишне.

«У нас вообще есть такой постоянный клиент - пациент – бомж, которого мы возим домой на «скорой», дело в том, что его жилище находится рядом с больничкой, ну устанет бедняга по своим бомжацким делам и домой захочет, а вот идти сил уж совсем нет, ну устал сильно, вызывает «скорую» (а она обязана отреагировать), которая, конечно, привезет его домой, поскольку к моменту подъезда к больничке, все якобы симптомы куда-то растворяются» - это быль, не сказка.

Да нет, проблемы у них все-таки есть. Это про восточные земли. ГДР, так они их пока и называют, как они вообще там могут жить? У них же всего десять сортов сыра? Что там можно кушать? Так шутят бывшие наши, теперь немцы ныне живущие в западных землях Германии. (А по мне так и десять сортов сыру – нормально, тем более, что я более 4-х сортов сразу и не вспомню, да и не мышка я, чтоб сыром питаться…)

Мы со своей половиной видели супермаркеты в том числе и в Москве и кое-каких заграницах, но немецкие магазины все же однозначно богаче. Мой друг в одном из них посоветовал моей дражайшей половине закрыть глаза, а к выходу он нас, дескать, доведет за руку. Как врач он вовремя заметил бессмысленность в блуждании ее взгляда по бесконечным полкам отборного товара, это был его долг – предложить помощь больному, а долг для настоящего немецкого врача - это свято J, сами понимаете.



Маленький такой штрих.

Пошли мы погулять во второй уже, как вы помните, вечер. Все понятно, ахаем, охаем, впитывает то, что видим. Что выбило нас, так это рыба, плавающая в открытом и неохраняемом, а стало быть, доступном абсолютно всем гражданам, в том числе и нам, водоеме. Все бы ничего, но размерами она потянула бы (я вообще-то не рыбак, чтоб вы меня правильно поняли) примерно на 2,5 кг веса. «Оковалок»,- тут же прозвала ее моя дражайшая супруга. Причем по моим очень серьезным подозрениям, это была форель. Да, в любом российском водоеме ее тут же поймали бы и чего-нибудь да и сделали с ней (естественно, если бы они там водились…). Там же они (а замечено было несколько особей-оковалков) вальяжно так и лениво проплывали, заметно скучая, по своим рыбьим делам. Ну, совершенно обнаглевшие, понимаешь, рыбины…Что и у рыб также мотивации к жизни маловато?

Потом таких рыб мы видели неоднократно и в разных местах, похоже, Германию можно назвать, в том числе, еще и страной рыб, умирающих от старости.



Герман – собиратель земель немецких.



german1 Одна из первых экскурсий, организованных моим приятелем, была экскурсия к памятнику Герману, основателю немецкой государственности и собирателю и объединителю немецких земель. Все красиво и особенно впечатляет вид с верхней площадки. Организовано все по-немецки аккуратно и четко. Народу – много, преимущественно немцы. Памятник находится, как полагается, на высоком месте, виден с многих мест из округи. Здесь начинаешь понимать, что такое Германия и как она развивалась.

german2 Рядом есть небольшой музей, экспозиция которого рассказывает об истории создания памятника и его особенностях. Кстати, существует слегка уменьшенная копия памятника. Эту копия установлена в одном из городов США переселенцами-немцами в память о своих корнях, я так понимаю. Теперь стало ясно, почему эту страну так и называют – Германия.


Музеи, курортные городки.

Посещали мы много разных музеев, как больших, так и не очень. Очень запомнилась поездка в курортные городки поблизости от места дислокации. Эти городки предназначены для отдыха престарелых в основном гражданок Германии, граждан таких лет в Германии по понятным причинам очень немного, война взяла свою страшную дань. Эти бабульки видели и знают все, скучновато им, с утра завтрак в постель, массаж, теплая ванна, воды, прогулки по специально исполненным дорожкам и по утвержденной доктором программе, уход за ними – буквально как за детьми. Прогулки по свежему воздуху – это то, что доктор прописал, а для перемещения используются, правильно, авто. Причем настоящие, неоднократно наблюдал скучающие взгляды старушек из автомобилей S-класса явно последнего модельного года и самой полной комплектации, но ездят очень дисциплинированно и аккуратно, это, видимо, с молоком матери впитано и навсегда. А проживают те дамы весьма преклонных лет примерно в таких вот домах.

house1 Например вот такой небольшой домик-гостиница…

house2 Или вот этот, не хуже…





Все логично и объяснимо с точки зрения нормальной логики. Бабульки эти в свое время много потрудились, в том числе, и во времена восстановления страны после войны, а разрушения были большими, и работы было много. Теперь же, люди на склоне лет пользуются теми благами, которые они сами и создавали в молодые годы, как это человечно и «правильно» и это реально существует. Прибавьте сюда еще и тот факт, что Германия и, соответственно, ее жители, понесли громадный моральный ущерб после поражения в войне. Им всем предстояло подняться после таких потрясений, нам это понятно, как никому другим, и тем удивительнее нынешнее очень благополучное состояние страны в целом и ее граждан в частности. Особенно если сравнить все это с тем, что окружает нас в своей стране, между прочим, в той войне победившей…

Это как же надо бестолково и безграмотно жить чтоб дойти до такого у себя дома, впрочем, до сих пор так и живем и, наверное, надолго, не хочется верить, что навсегда. Без комментариев, как говорится… Это тема из разряда бесконечных. Ну как тут не выпить водочки?



Флейм.

Как-то нужно было нам съездить в автомагазин, кое-что посмотреть для моего любимого авто. Не о магазине речь, это отдельная песня, когда тебе за 3 минуты приносят запчасть (оригинал между прочим), которая в Москве стоит втридорога и на заказ в течение 3-х недель. Распространяться не буду. Так вот. Поскольку городок маленький, то и хайвеев там нет. Есть нормальные 2-х полосные дороги, есть также рондо (круговые развязки), они вообще в Европе часто встречаются и, по-моему мнению, достаточно логичны и безопасны. Выезжаем мы как-то на это самое рондо (а за рулем был Ваш покорный слуга) и слегка так на долю секунды тормозим, ориентируемся по ходу куда же нам, понимаешь, повернуть. Ведь не каждый день тут проезжаем. В это время сзади неожиданно (именно неожиданно, поскольку так в Германии не делают) кто-то довольно настойчиво «побибикал», дескать «чего стоим, кого ждем», реакция моего друга (он сидел рядом со мной и дам с детьми в салоне не было) была быстрой и резкой, он показал обидчику интернациональный жест (дескать сам того-этого). После этого долго мне объяснял, что здесь так не принято и что нас пытался обидеть наш же бывший соотечественник, «русак», как он называет себе подобных. Они извинялся за этого бывшего товарища. Очевидно, увидев на немецкой машине и в сердце Германии русские номера, он (наш визави) не сдержал свои старые рефлексы и «отбибикался» за все время пребывания тут. Такие вот рецидивы «совка» бывают попадаются. Не стоит на них зацикливаться. Больные попадаются везде.
Музей под открытым небом.

Посетили мы в один из дней музей под открытым небом, в котором собраны характерные дома и постройки начиная со средних веков и до начала 20 века. Самое свежее впечатление было таковым, что в Германии, например 19 века, жили не хуже, чем у нас в России в иных местах в веке двадцать первом, т.е. сейчас.

печка А качество изготовления и внешний вид, например, вот этой печечки   таковы, что хочется поиметь такую в собственном интерьере сейчас, между тем возраст ее что-то около 150 лет. Похоже, уже в те времена подшипники у них были круглыми, а дороги просто были, между тем у нас до сих пор кое-где только направления…



dog Смысл надписи в том, что, дескать, мне (т.е. собачке) в этот дом нельзя, и что Вы думаете? Собачки сидят и покорно ждут своих хозяев, даже животные там упорядочены, ну что тут скажешь?..

Также произвело впечатление, между прочим так брошенное моим товарищем, что земляные полы в домах таких мыли …молоком, это поэтому полы такие чистые и гладкие (до сих пор). Во, блин, дают. Откуда же они его брали? Не иначе как в соседнем супермаркете.

спальня
Здесь спали пращуры современных немцев.

мельница



Мельница, между прочим, функционирует, самолично наблюдал, как получается мука. А потом мы откушали местного хлебушка (из той самой муки), который выпекался в печках тут же по старинной технологии. Вкус и запах – самые настоящие, свидетельствую.
кузня
Также посмотрели на настоящую и действующую на утеху туристам кузницу, где всего за 1 ойро можно купить настоящий ручной ковки гвоздь!


Много еще чего интересного и поучительного для себя мы увидели в этом музее под открытым небом. А самое главное понимание того, что немцы всегда и много трудились, это ощущение вообще нас сопровождало практически все время, проведенное в Германии. И друзья мои также стали такими же трудоголиками, нормально, например, позвонить с утра в 8=30 по московскому времени, мой товарищ уже на ногах и готовится к выходу на службу, но стоит помнить о разнице во времени, у них в это время уже 6=30, и это означает, что в 6=00 мой товарищ уже был не в постели.. Вот так.



лебедь
Такой вот абориген-красавец приплыл к нам на смотрины, абсолютно нас не боялся, но и еду с рук брать не стал… Это на озере, куда мы приехали просто отдохнуть и покупаться. Так что и такое там тоже есть.

В один из дней мы поехали в парк развлечений в городе Soltau, расстояние в общем неблизкое, но прошли мы его быстро, автобаны были свободными (иногда случаются пробки, не все ж у них-то и хорошо, это для особых патриотов J....

park
Приветствие на входе в парк.

Аттракционов и прочих развлекаловок просто много. Понравилось все, к концу посещения мы были просто уставшими людьми, желающими скорее отдохнуть. Впечатлений много, дети сказали, что было классно и когда еще наш папа будет такой веселый и расторможенный… Ну наверное, в следущий визит J

country

Это не муляж, и не какой-то нарисованный пейзаж, это настоящие строения из кирпича, дерева и стекла. А похоже на сказочный пряничный домик, правда?

тюлени
Крыша здания сделана из каменных пластинок.



ford Такой вот красавец FORD, это детская железная дорога. Приучают своих деток к иномаркам



Отъезд.

Все хорошее быстро кончается. Это мы проверили на себе неоднократно.

Пришло время и нам пора собираться домой. Всегда очень волнительное и немного тревожное состояние сопровождает нас перед отъездом.

С вечера собрали машину, закидали туда многочисленные подарки и сувениры на память о путешествии, нам вручили хороший немецкий атлас автодорог, это чтоб не заблудились. Все надо бы ехать, а ведь неохота J, ну да ладно, надо.

Раненько с утра легкий завтрак, прощание с друзьями, с вечера еще прощальный звонок другу в соседний городок, последние слова прощания, все, перед нами дорога домой.

Дорога домой.

По знакомым тропинкам (шнелькам, местным небольшим дорогам, но очень хорошего качества и с довольно быстрым движением) выбрались на автобан, помахали ручкой нашему дорогому товарищу, который нас приютил на целых 10 дней и далее на север Германии, рихтунг Хамбург (в смысле в сторону Гамбурга). Автобаны были достаточно свободными и отрезок пути до Копенгагена мы прошли довольно быстро. Поехали мы посуху, т.е. без паромов, исключительно по мостам, коих на пути было несколько. Один из них, тот который соединяет остров с материком очень впечатлил своими размерами и сервисом. Организация проезда сделана просто на высоте. Мы проезжая первый раз не испытали никаких проблем при проезде и оплате, не встретив при этом ни одного человека из обслуги. Качество же исполнения моста и сама архитектура поражают воображение. Это верх инженерной мысли и качества строительства. Также без проблем разыскали свой маленький мотельчик и разместились на ночлег. Места резервировались заранее через Интернет. В мотеле нормальный набор услуг и хорошего качества как раз для того, чтобы с комфортом переночевать. У нас было довольно много времени и мы решили прогуляться по городу.

Пару слов о Копенгагене. Город достаточно хорошо описан и посещаем туристами. Нас поразило обилие велосипедистов и их весьма аггресивные манеры вождения своих 2-хколесных коней. Ни тени сомнения что тебя пропустит автомобиль у них нет, стоянку для велосипеда оказалось найти гораздо проще, чем для авто, хотя информационные щиты на площадях четко показывают, в какой части города  сейчас свободно с паркингом. Народ хипует, свобода так и сквозит в поведении людей. Такое ощущение что изрядная половина или слегка обкурена или слегка поддатая, что-то одно из двух, а может и то  и другое и без хлеба. После упорядоченной Германии мне показалось тут свободнее но и бестолковее также. Тем более, что деньги у них не общие ойро (так в германии евро кличут), а местные кроны, опять же маленький такой дискомфорт, менять надо, однако. Пару раз даже пришлось нарушить правила прям как в Москве, ну блин, не немцы они и ездят как-то бестолково, да и с порядком на дорогах также не все хорошо J  Однако, как быстро мы привыкли к порядку-то, да, удивительно…

Город красивый и своеобразный, но дорогущий (булка белого хлеба, правда на заправке Шелл в пересчете на русские деньги обошлась нам в что-то около 80 руб, моя половина пересчитывала 3 раза, не могла поверить). Впрочем, предупреждалось. Тем не менее, рекомендую, есть что смотреть.

kobenhavn

С утречка тронулись в путь. На сей раз нам предстояло проделать довольно внушительный отрезок пути от Копенгагена до столицы Шведского королевства. По пути следования нам предстояло преодолевать пролив, отделяющий Данию и Швецию, естественно по мосту и тоннелю Эресунн. Это такое громадное сооружение тоннель плавно переходящий в мост (или наоборот). Опять очень здорово сделанное инженерное сооружение, вид просто потрясный.

Далее была довольно невыразительная дорога до самого Стокгольма. По видимому, сказалась накопившаяся усталость и довольно немалый перегон. Стало заметно холоднее, при подъезде к Стокгольму наш забортный термометр показывал только лишь +16 градусов, что после германских почти +40 воспринималось вначале с облегчением и радостью, а затем пришлось доставать теплые вещи. Пункт назначения – Уппсала, небольшой уиверситетский городок к северу от столицы викингов был нами достигнут в нормальное время, отель радостно нас встретил и разместил в весьма хорошем, но без излишеств, номере.
Вечером небольшой шоппинг, пришлось кое-что прикупить к началу учебного года, также понадобились кое-какие теплые вещи, за окном было с утра что-то около +14. Это уже как-то не очень радовало. С утра снова небольшой шоппинг, наша дамская половина стала почему-то усиленно интересоваться складывающимися экономическими итогами путешествия и реальными остатками денежных средств, уверяя, что тут ну просто все очень хорошо в смысле цен,  а также пророчествовали, что, дескать, сам пожалеешь потом, что не купили то-то и то-то и именно здесь. Справедливости ради надо сказать, что в большинстве случаев так оно и бывает, но ведь невозможно увезти из-за границы её всю, проще привезти всех нас сюда и навсегда, но это другая и большая тема.

Кстати, как мы потом выяснили, челноки бывают в том числе и в Швеции тож. Так что, дорогущая (между прочим для благополучной Европы) Скандинавия также весьма доступна и интересна нашим соотечественникам по отдельным видам товаров в смысле челночного бизнеса. Скорее наша Родина стала просто очень дорогой, я бы сказал, недоступно дорогой для большинства населения ее. Эта мысль неотступно преследует меня в последние пару лет, по-видимому, это результат нашего подъема экономики, как вещает теперь уже по всем каналам “ящик” в России. Но опять это отдельная, большая и не очень веселая тема. Что-то нас на философию потянуло, кидает в стороны от генерального направления, никак домой возвращаемся.

ship

Примерно такой паром перевез нас из Стокгольма в Турку.



Вечером того же дня нас ожидал паром “Аморелла” от Викинг Лайн и ночная переправа в Турку, древнюю столицу Финляндии. Паром нас поразил, много всего писано нашими коллегами-автотуристами об этом чуде, и каждый посещающий его в первый раз, тем не менее, все понимает по-своему и свежесть впечатлений не меркнет со временем, настолько это впечатляет. Прежде всего отмечу просто великолепную организацию дела. Паром прибыл из Финляндии что-то примерно за 40-50 минут до отправления (!), за эти 40 минут он успел разгрузиться полностью, заменить постельные принадлежности во всех многочисленных каютах, сделать уборку всех помещений, пополнить запас воды, топлива, питания, товаров в судовом очень немаленьком супермаркете, загрузить всех желающих со своими авто, траками, фурами и проч., разместить и отчалить. Нет, так мы не можем. Тут нам даже с помощью не справиться, как же без разгильдяйства и пр.? А покурить? А посидеть и поговорить желательно об чем-нибудь глобальном, а? Шведы же весело так и с улыбочкой все сделали в лучшем виде и быстро. Аналогично весело и непринужденно делается практически все “у них там”. Чего это они вдруг улыбаются? Да еще на работе. Не иначе нездоровы…

Кстат, по приезде после разгребания всего, что накопилось выяснилось, что физиномии у нас на снимках “там” тож такие понимаешь веселые и непринужденные, я бы сказал даже несколько глуповато-счастливые, по-видимому поймали тамошний вирус. К чести нашей Родины она нас очень быстро поправила и вылечила в лучшем виде, причем забесплатно.
Внутренности парома лучше не описывать, т.к. уже неоднократно все описывалось. Несколько удивило то, что есть категория граждан, которые спят просто вповалку на палубах (там тепло, ковролин, не дует). При ближайшем рассмотрении оказалось, что часть из них просто в разной степени опьянения. Народ в Скандинавии бедствует! Очень высоки цены на алкоголь причем как в Финляндии, так и в Швеции. Отключиться и расслабиться по русскому народному обычаю там им очень даже накладно получается. И народ нашел выход, не совсем “халяву”, тут им до наших далеко, но все же. Паром, курсирующий примерно около 10 часов между двумя странами в момент движения между двумя портами становится, правильно, большим дьюти фри, цены на алкоголь волшебно падают, народ тащится и вовсю пользуется сим обстоятельством. Результат нам очень даже знаком, но все равно, все чинно-благородно, чисто и без излишеств типа “ты меня уважаешь” и проч.
Побудка, вежливый голос из радио попросил всех приготовиться к выгрузке. Сам процесс выгрузки протекал также организованно. При укладке вещей и экипажа в машину я увидел тех самых товарищей, часть из них передвигалась исключительно при помощи посторонних и естественно весьма неуверенно, понятное дело, квасить всю ночь а тут ехать куда-то. “Как же и куда они поедут”- подумалось мне. Дилетант, все отработано. Товарищ аккуратно так выезжает из парома и тут же недалеко паркуется для отдыха, ему хорошо, он никого не трогает и никому не мешает. Рядом такие же товарищи, так что все нормально. Поспят труженики часов этак 5-6 и нормалек. Справедливости ради, не очень много таких вот туристов, но есть, видел сам.
При выезде с территории порта двухметровый чубайсовой масти полицейский недвусмысленно предложил мне дунуть в трубочку, контроль пройден, тут же улыбка и пожелания доброго пути. Как это они могут нормально и четко работать и улыбаться при  этом? И ведь у меня не возникло никакого отторжения к стражу порядка, наоборот, он мне показался не смотря ни на что очень даже приятным.
Дорога до перехода Торфяновка описана настолько подробно, что порой кажется, что трасса Москва-Санкт-Петербург менее популярна и известна у народа нашего. Снова на пограничном переходе только 8 машин и граница пройдена за какие-то 30 минут. Что случилось с границами в этом году? А как же часовые очереди и томления с ругательствами и обсуждениями бестолковости в организации перехода? Да вот, как-то обошлось без этого. Жди подвоха? Может быть. Скорее всего, действительно есть изменения в лучшую сторону в этом вопросе. Но, счастья от всего этого не прибавляется! Т.к. Родина продолжает принимать детей своих весьма сурово, ну ничего тут не попишешь.
Снова, как и в прошлые разы, мы заблудились в Санкт-Петербурге, на сей раз плутали изрядно. Только поздним вечером добрались наконец до гостиницы в Новгороде. Толком ничего посмотреть не удалось, с утра пораньше двинули к дому. (Порции в тамошних новгородских ресторанах раза в три-четыре меньше, чем в немецких, цены при этом вполне одинаковые, про сервис лучше не спрашивайте, тоска зеленая, там еще много нужно работать).
И вот  добрались. Чувство некоторого опустошения, которое стало посещать меня сразу после пересечения границы в Торфяновке, теперь выросло и стало большим и неотвязным. Похожее состояние поселилось и в моей драгоценной половине, про детей ничего не скажу, хотя нечто подобное, похоже, было и там. Что такое? Что случилось? Почему так? Не знаю. Первые 2-3 недели мы просто молчали и практически не обсуждали увиденное и пережитое за последний месяц-полтора. Лишь изредка были попытки что-то там пообсуждать, но все как-то быстро затухало, не осталось куражу, как-то не хотелось обсуждать вещи очевидные и неожиданно вдруг понятые. Стало ясно, что мы кое-что узнали из того, что обычно как-то было за гранью нашего повседневнго внимания, типа, ну ведь можно все-таки жить и  работать по-человечески, а? Т.е. не так, как это теперь делается в нашей стране. Понятно стало также и то, что ну ничего не изменится в сколь-нибудь ближайшее время в России, все так и будет, как было сто, двести и пятьсот лет назад. Абсолютно понятна и разделяема полностью реакция молодого и просвещенного русского царя Петра I на уклад жизни в России после посещения европейских стран (это когда он бороды рубил, заставлял всех в европейское платье переодеваться и языки учить велел и пр.). Не цари мы, понятное дело, но как все понятно и похоже и невероятно грустно становится от осознания всего этого.
Да, это просто ломка. Лечится временем, другого лекарства пока не знаю. Поедем еще куда-нибудь на следующий год? Не уверен, с каждым разом труднее происходит обратная адаптация, хотя время покажет…



Ким Родионов,
Дубна, 2003
rodion@dubna.ru


Hosted by uCoz